Ложки с историей: серебряные столовые приборы

Серебряные столовые приборы

За все время, что люди добывали серебро, тонны этого металла были переплавлены в монеты, драгоценности и простые бытовые и столовые предметы — вилки, ложки, ножи и соусники, ковши и братины. Но немногие из старинных вещей дошли до наших времен. Древние войны заставляли королей и императоров обращать в монеты все попадавшиеся под руку серебряные изделия. Ситуация изменилась после 1870 года, когда в США открыли многочисленные месторождения серебра. Постепенно цены на «белое золото» снизились, и уже к началу ХХ века изделия из этого металла стали доступны многим.

Семейная реликвия

Сейчас немногие могут похвастать серебряными ложками или другими предметами из белого металла, доставшимися в наследство от бабушки. Сложная история нашей страны перепутала и смешала судьбы людей и вещей.

Серебряные столовые приборы всегда были показателем благосостояния семьи. Их годами собирали, тщательно хранили и обязательно передавали следующему поколению. Словосочетание «столовое серебро» настолько прочно соединилось с понятием обеспеченной буржуазной семьи, что в литературе возник устойчивый образ дворецкого, пересчитывающего на досуге серебряные предметы в хозяйской столовой. По количеству и разнообразию изделий из блестящего металла в домашнем обиходе судили не только о благосостоянии их владельца, но и о его положении в обществе.

Набор серебряных столовых приборов

Всевозможная утварь (подносы и блюда, кувшины и вазы, чашки и подстаканники, подсвечники), серебряные столовые приборы (ложки, вилки, ножи, лопаточки для тортов и щипчики для сахара), а также другие мелочи были не просто предметами первой необходимости, а гордостью хозяев. Они позволяли без явного хвастовства продемонстрировать гостям свое материальное положение. Цены на белый металл традиционно были довольно высокими, поэтому столовое серебро приравнивали к банковскому вкладу, которым можно ежедневно пользоваться, не опасаясь обесценивания.

Антикварные изделия из серебра ценны не только возрастом — по ним можно изучать стилевые особенности разных периодов. Интересны предметы XVI века, когда в Европе царила мода на восточные и мавританские мотивы. Более позднее барокко, а затем и рококо добавили в отделку вещей из белого металла вычурность и множество мелких изысканных деталей.

В начале ХХ века любовь к народному или псевдорусскому стилю в России способствовала не только развитию стилизованных орнаментов в отделке, но и созданию самих предметов в виде деревенских избушек и теремков.

В советское время серебро — это дорогой и ценный подарок, который многим был не по карману. Производилось очень много изделий из мельхиора и посеребренных вещей. Дарили небольшие комплекты чайных ложечек. Большой популярностью пользовались столовые приборы, выполненные в технике черненого серебра.

Серебряные имена первой величины

Приобретая сегодня в антикварных магазинах или на блошиных рынках посуду и серебряные столовые приборы, вы скорее всего купите экземпляры работы русских мастеров. В конце XIX —начале ХХ века предприятия основных производителей серебряных изделий были сконцентрированы в Москве и Петербурге. Несмотря на близкое расположение, на каждой фабрике сложился собственный художественный стиль и почерк. Петербуржские мастера ориентировались на западноевропейскую культуру и моду, московской же школе был присущ новаторский и авангардный дух. Для всех предметов, выполненных русскими мастерами, характерно самобытное использование различных видов техники обработки металла: гравировка, чеканка, эмаль.

Узор на серебряных столовых приборах

В России изначально в моде на серебро господствовал западный стиль (как и в других видах искусства). Со временем классические традиции уступили место народным орнаментам и стилизации. Ювелиры многих фабрик в начале ХХ века следовали царившей в России моде на русский стиль. Посуду и серебряные столовые приборы они украшали стилизованными народными орнаментами, фигурками былинных героев или сказочных животных.

Собирание столовых приборов из серебра считается одним из элитных видов коллекционирования. Даже не самую редкую и не особо старинную ложку или вилку из этого дорогого металла ценят в первую очередь по весу. Затем уже определяют стоимость работы и сохранность изделия. Кстати, последнее свойство для антиквариата играет большую роль. К счастью, серебряные столовые приборы долговечны и устойчивы к воздействию времени.

Серебряные ложки

Сейчас обзавестись серебряной утварью несложно. Можно купить серебряные столовые приборы по отдельности, подбирая похожие или одинаковые предметы, либо собрать в полноценный комплект (например, ложки фабрики Хлебникова). А можно приобрести сразу столовый набор, правда, найти его несколько сложнее. В полном составе комплекты встречаются редко и, безусловно, представляют собой впечатляющее зрелище. Причем не только сами приборы, играющие мягким блеском, но и обитые атласом и бархатом футляры.

Подводные камни

Столовые приборы из серебра — дорогое приобретение, поэтому выбирать предмет и оценивать перспективы покупки нужно осторожно. Особенно это касается антикварных вещиц. Если на руках есть письменная экспертиза или вы уже покупали серебряные вещи для коллекции, тогда сделать выбор несложно. Однако в первый раз будьте предельно внимательны. Покупая серебряную посуду, обращайте внимание на наличие вмятин, потертостей и следов деформации на предмете. Серебряные соусники, блюда и вилки бывают смяты при ударе или падении. Реставрация изделий из серебра — довольно сложный процесс, выпрямление вмятин нередко приводит к повреждению металла. В результате он может просто лопнуть.

Клеймо на серебряных столовых приборах

Клеймо (отпечаток, выдавленный на металле, как правило, на дне или обратной стороне предмета) — непременный атрибут изделий из драгоценных металлов, в том числе серебра. Обычно им обозначают пробу, а также имя автора или название фабрики-производителя, например, на серебряных столовых приборах vivo изображен соответствующий товарный знак и проба. По клейму можно определить время создания произведения искусства (разные авторы или фабрики в различные промежутки времени меняли очертания своих клейм). Оно расскажет также о подлинности вещи не хуже чем химический анализ о ее составе. Но и здесь вероятен подвох — клейма бывают поддельные. Выбитые на предметах современными умельцами, они превращают работу неизвестного мастера в творение знаменитости, например Фаберже.

Обсуждение
Дискуссия еще не началась.
Вы можете оставить первый комментарий.