Витражи в интерьере — история и современность

Проникновение света через витраж

Почва Земли на 36% состоит из силикатов. Изготавливаемое из них стекло, современные дизайнеры называют материалом будущего. Палитра его производных поражает своим разнообразием: оптико-волоконная связь, неломающиеся и нержавеющие гвоздики, применяемые при постройке яхт, трубы, по прочности, превосходящие стальные, строительное пиленое стекло, обшивка космических кораблей и многое-многое другое. В число другого, несомненно, входят витражи. Дизайнеры воспринимают стеклянные и алюминиевые витражи как серьезную энергетическую зону, яркий стилистический акцент.

Красочные витражи из алюминиевого профиля — показатель утончённого вкуса и достатка. Это очаровательное творение словно пришло к нам из другой планеты, неизвестной галактики, где мастерство и фантазия художников не имеет границ. Они делают восход солнца столь красочным, что этим потрясающим зрелищем можно наслаждаться часами. А закат? Ах, какой закат… Сквозь разноцветную призму стекла к нам доносятся прощальные лучи, даря всю свою нежность и обаяние.

Игра света преображает помещение. Моментально ощущается насыщенность и цветовая гамма палитры. Если долго смотреть на разноцветные узоры, то можно попасть в потусторонний, параллельный мир. Столь необычные краски в этом мире не увидишь больше нигде.

Краски мира через витражное окно

История

Первые изделия из стекла появились за 4,5–5 тыс. лет до н. э. Маленькие рюмочки и флакончики для благовоний были ценностью и принадлежали только фараонам. Доступность его повышалась медленно. Еще в Средние века в Европе этот материал был очень дорогим, однако востребованным. Ведь готические соборы VIII–IX веков украшались витражами — первыми в истории человечества. Даже в более поздние времена — в XIV, XV, XVI веках — стеклянными предметами владели в основном представители королевских фамилий. Иметь витражную мастерскую было высшим шиком, причем царские особы порой сами принимали участие в изготовлении такого рода декора.
Ценность и очарование витражей в интерьере по достоинству оценили лишь в средневековый период. Пронеся сквозь столетия свою красоту, этот вид художества продолжает захватывать своим очарованием. Настоящие ценители искусства безоговорочно отдают баснословные сумы за установку витражных изделий у себя в доме. Каждый новый проект разрабатывается индивидуально. Учитываются идеи и взгляды заказчика на очередной шедевр.

Витражи Собора Парижской Богоматри

Среди серых стен и скучного пластика не найти более потрясающего рисунка. Витражное стекло словно сходит к нам из страниц альбома древнего художника, который поведал на своём веку ведьм, вампиров, искреннюю любовь, смелость рыцарей… В древние времена этими роскошными стёклами украшал и угрюмые замки.

«Хобби королей» — и по сей день очень дорогое и тонкое дело. Хрупкий материал не терпит никаких катаклизмов, и подъем стеклоделия наблюдается исключительно в благополучных странах в спокойные времена. Вот и в XIX веке, который был в какой-то мере спокойнее предыдущих, цветные окна стали чаще украшать английские и европейские интерьеры. Тогда же на выставке в Англии был построен первый хрустальный дворец.

Постепенно совершенствовались технологии, менялась мода. Если классические интерьеры «довольствовались» матовым стеклом и травленой гравировкой, то эпоха модерна (яркие представители: Шехтель и Тиффани) «раскрутила» витражи и сделала их одним из своих атрибутов.

Витражи храма Святого Семейства в Барселоне, Гауди

Цель

У витражей в интерьере очень ответственная задача. Начнем с того, что обычно витраж предназначен для установки «на просвет» (то есть за ним светит солнце или располагается прибор искусственного освещения). А человеческий глаз устроен таким образом, что внимание в первую очередь всегда привлекает источник света. Соответственно, поскольку психологическое впечатление от интерьера, как и от человека, формируется в первые секунды знакомства, витраж берет на себя многое. Например, после установки некоторых моделей становится понятно, что в помещении, где они находятся, не требуются практически никакие предметы мебели. Даже большие комнаты пустыми не выглядят, а наоборот — эстетически насыщенными. Главное — не забывать о том, что цветное стекло играет там, где достаточно света (он может быть привнесен в интерьер и искусственно, например, при создании фальшокон или шкафов-купе с витражами).

Правильность стилистического решения зависит от автора. Художник по стеклу — творческая личность, но он также и исполнитель задачи, поставленной архитектором и заказчиком. Если он с фантазией подходит к своей, пусть даже в какой-то мере исполнительской, деятельности, то всегда привносит в работу над проектом что-то личное. Неплохо, если клиент сам познакомится с автором, ведь та энергетика, с которой будет сделан витраж, будет наполнять его жилище. Добрые отношения с клиентом помогают художнику по стеклу сделать витраж, подходящий данному конкретному человеку. Как искусство, изготовление витражей вряд ли может быть названо массовым, скорее это нечто камерное. Поэтому хорошие мастера обычно переходят «из рук в руки».

Естественно, полет творческой мысли у мастера должен сочетаться с солидным запасом технических знаний. Современные витражи, найти фото которых можно в этой статье — большие плоскости, объемные подвесные конструкции, которые надо просчитывать. Один из примеров оригинального технического решения — витражный купол, сделанный известной московской фирмой. Размер — 4 м в диаметре, деревянная рама, вес (вместе с использованным при отделке хрусталем) — 900 кг. Для его создания дизайнеру понадобился чайный хрусталь, который заваривали специально на заводе. Однако сама сборка заняла всего четыре дня.

Виды витражей

Если говорить о стекле вообще, то наиболее известные технологии его обработки получили название по имени создателя: Лалик — малирование, Тиффани — витраж и Гале — травление. Третий способ в последнее время широко используют и при изготовлении прозрачных цветных картин. Монументальные модификации, а именно витражи с литьем, толстые литые стекла, сейчас используют редко — это слишком дорогое удовольствие. Часто применяют технику Тиффани, очень модны разнообразные спекания, фьюзинговые и малированные варианты. Технология, используемая Лаликом при производстве статуэток, теперь применяется при декорировании фрагментов стеклополотна, не говоря уже о популярном пескоструйном методе.

Изготовление витража Тиффани

Впрочем, существует и массовый эконом-вариант. Многие компании действуют по упрощенной схеме: после создания эскиза мастера берут цветные стекла, режут их и спаивают по технологии Тиффани, или «под Тиффани», или с применением латунных, а то и алюминиевых протяжек, и это тоже, в принципе, считается витражом. Опытные дизайнеры называют это витражное остекление. Высокохудожественный витраж подразумевает кропотливую работу над самой крошечной стекляшкой, когда каждая деталь рукотворна, рукодельна, несет авторские эмоции, его отношение к жизни и искусству. Если условие соблюдено, то работа получается хорошей.

Наиболее популярен сейчас способ Тиффани. Возможно, предварительное изготовление кованых решеток-основ или соединение цветного стекла для витражей с гальванопластикой, в общем, все зависит от того, какая цель стоит перед мастером, какова архитектурная задача… Отец Тиффани был ювелиром, поэтому мастер, поработав с папой, перенял не только навыки, но и ювелирную философию «тонкого искусства». К слову сказать, изначально это было очень трудоемкое производство. Каждое витражное стеклышко оборачивалось свинцовой фольгой, затем они спаивались между собой. Экономическая империя Тиффани возникла в прошлом веке в США. У него работало порядка 500 женщин. Этот выбор был весьма логичен — кто сравниться с женщинами в вышивании и прочей кропотливой работе? На его заводе была самая высокая зарплата, которую могли получать женщины в США тех времен.

Выбор стекла для витража

Российские художники по стеклу 20 лет назад провели эксперимент — создавая витражи картинки, они каждую маленькую стекляшку, каждую ягодку и листик по периметру оборачивали в свинцовую фольгу, которую надо было предварительно нарезать по линейке и раскатать, совсем как Тиффани. Что и говорить, процесс оказался долгим. Немцы и американцы применяют технологию, по которой стеклышки закатываются в специальный скотч из фольги. Кроме этого, отечественные дизайнеры одними из первых перевели матовую гравировку, с помощью которой декорируют обычно рюмки и бокалы (немцы и голландцы преуспели в этом в XVIII веке), на очень большие полотна. Например, одна из таких инсталляций насчитывала 4 м в высоту и 17 м в длину. Собственно говоря, это искусство медальеров, переведенное в монументальный формат. Определения «лучше—хуже» в данном случае неуместны, каждый лицензированный способ может применяться при решении конкретной технической задачи.

При этом для создания дизайна несложного витража, найти фото которого можно у нас на сайте, не требуется особенных навыков, если процесс идет под руководством профессионала. При желании каждый может сделать небольшую стеклянную картину с абсолютно индивидуальным сюжетом, которая украсит его интерьер. В некоторых мастерских сам заказчик может поучаствовать в процессе производства своего витража. Кроме того, известные специалисты проводят тренинги для студентов бизнес-школ, на которых люди, в жизни, не державшие в руках карандаша, создают авторские модели. Это раскрепощает человека, открывает в нем новые таланты. Взрослые солидные люди, чья основная область деятельности чужда творчеству, гордятся созданной ими работой. Известна история о бизнесмене, который, самостоятельно сделав простой, но красивый витраж, повесил его в своем роскошном кабинете, подвинув официальный портрет Путина.

Лампы в технике Тиффани, Музей Марка Твена

Сколько стоит радуга?

Средняя стоимость витража, фото которой находятся выше, в мастерской средней руки — около 1000 евро за квадратный метр. А хороший, творческий витраж производства таких признанных художников по стеклу, как Никитина, Мерзликина, Феряева, Мишина, Тумова, Арцебучева может стоить и 2500, и 3000, и 5000 евро за квадратный метр. Впрочем, и сюда проникли гастарбайтеры. Отличились выходцы из Украины, продававшие «витражи» из колотых цветных стекляшек, склеенных ПВА! Им же были замазаны швы между деталями. Понятно, что такое «творение» обойдется покупателю значительно дешевле, но никто не знает, как долго оно сможет прослужить украшением жилища.

Обсуждение
Дискуссия еще не началась.
Вы можете оставить первый комментарий.