Серебряный подстаканник, фарфоровый сервиз или поднос – для каждого вида антикварной посуды существуют свои правила атрибуции. Важно их знать, чтобы правильно оценить предмет. В нашем кратком обзоре – сравнение двух подстаканников серебряных разной ценовой категории, выбор фарфоровой посуды и кое-что еще.
Сразу определимся, чтобы не было путаницы в терминологии. К антиквариату относятся все предметы старше 50 лет. Так указано в законе РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (изм. 2 ноября 2004 г., 23 июля 2008 г.). Без специального разрешения такие вещи нельзя вывезти из страны, даже если они не стоят больших денег. Раритетные вещи – тот антиквариат, для которого время не является определяющим фактором, важнее другое – выпуск в ограниченном количестве, ценность как произведения искусства, имя мастера (фабрики) и другие качественные характеристики.
Содержание
Серебро
Столовые приборы и другая антикварная посуда из серебра (пробы 84-ой, 88-ой и выше) очень ценится среди коллекционеров. Самые дорогие серебряные столовые приборы – с клеймами Грачева, Болина, Фаберже.
Антиквариат разной ценовой категории
№1.
На первый взгляд старинные серебряные подстаканники кажутся раритетными. Смотрим клеймо.
В красной рамке слева направо: [месяц], [корона], 800, WTB. Знак «месяц и корона» перед пробой – это немецкая система, которая используется с XIX века до наших дней. По одной версии, это «Т» между литерами «W» и «B» означает Wilhelm Т. Binder, а по другой – это изображение молотка. Но в любом случае по атрибуции это Wilhelm Binder (Schwäbisch Gmünd) – Вильгельм Биндер (Швабия), серебро 800 пробы (период 1869-1939 гг.). То есть вполне может быть, что подстаканники относятся к XIX веку, но это еще почти ничего не значит для стоимости.
Какова цена, и что на нее влияет?
Некоторые коллекционеры заявляют, что проба имеет большое значение – изделия из серебра пробы 925 стоят дороже, чем 800. Это не совсем верно, важны базовые показатели:
1) качество и искусность работы;
2) степень редкости (например, ограниченный выпуск);
3) популярность у коллекционеров (да, у коллекционеров тоже есть мода на определенные вещи, фабрику и т.д.).
Если эти факторы срабатывают, то вещь с 800 пробой может стоить дороже 925. Правда, не в случае с подстаканниками Wilhelm Binder. Специалисты в этом случае не видят базовых показателей. Какие достоинства у этих вещей?
Подстаканники Wilhelm Binder:
1) время (изготовлены почти век назад, а, возможно, и старше);
2) драгметалл – 80% серебра;
3) личные инициалы: с одной стороны считается, что такие инициалы удешевляют вещи, а с другой – некоторым коллекционерам важно, что у вещей одушевленное прошлое, например, что хозяйкой этих предметов была некая Paula.
Специалисты оценивают эти изделия примерно на 25 000 — 30 000 рублей.
№2.
Этот антикварный подстаканник стоит почти в 8 раз больше, чем Wilhelm Т. Binder.
Литеры «К. Ф» означают Карл Фаберже. 84 – это проба серебра, рядом дата изготовления 1892 (Л.О. – инициалы маркировщика). Подстаканник с позолотой. Тут не нужно долго объяснять, и так понятно, что Фаберже – имя, которое очень ценят коллекционеры антиквариата по всему миру. Если вы вдруг в сундуке у бабушки нашли такой подстаканник, то покажите его специалисту, которому можно доверять, чтобы проверил подлинность (а лучше разным независимым экспертам).
Это раритет специалисты оценивают примерно в 230 000 рублей.
P.S.:
- Если у изделия нет пробы, а вы уверены, что это серебро, обратитесь в пробирную палату для экспертизы.
- Если вы – начинающий коллекционер подстаканников, то вам может пригодиться такой каталог — «Подстаканники советские, российские, зарубежные» Круглова А.С. Он продается с автографом специалиста (возможно, тоже станет раритетом когда-нибудь :-) ).
Фарфор
Самая популярная антикварная посуда – это фарфор. Cреди фарфоровой посуды – множество подделок (особенно это касается советского фарфора).
Как определить подлинность и ценность?
- Ищите клеймо. По нему можно определить фабрику. Если клейма нет, это не значит, что перед вами – подделка, покажите специалистам в антикварных лавках или на специализированных форумах в интернете.
- Обратите внимание на декор. Нужно определить технику нанесения. Если это деколь (переводная картинка), то вещь недорогая. Если смешанная техника: деколь плюс прорисовка, то дороже стоит.
- Ценность тем выше, чем полнее набор фарфорового сервиза.
Этот кофейно-чайный фарфоровый сервиз состоит из 31 предмета (6 чайных пар, 8 кофейных, молочник, сахарница, чайник). Изготовлен в Китае (1900 г.), ручная работа, роспись золотом. Клейма:
Сервиз красивый, издает чистый высокий звук при ударе деревянной палочкой о стенки. Однако это не раритет, достаточно много подобных сервизов дошло до нас. Правда, сложно найти в таком идеальном состоянии и в полном комплекте. Специалисты оценивают его примерно в 50 000 рублей.
Битая посуда
Это пример того, как не надо делать. Один из искателей антиквариата склеил разбитый сервиз. Выглядит ужасно, никто такое не купит, а самому пить из него уже нельзя. Что можно было сделать?
1 вариант – отдать специалисту на реставрацию, если для вас это ценная семейная реликвия, и вы хотите сохранить ее в приличном виде. Если планируете на продажу, то задумайтесь – реставрация может обойтись дороже сервиза.
2 вариант – не реставрируйте, вы можете продать колотую фарфоровую посуду, если клеймо осталось в сохранности. Есть те, кто коллекционирует клейма, смотрите видео .
Как датировать?
Это несложно, есть специализированная литература. Например, работа «Клейма на фарфоре европейского и российского производства» польского ученого Леона Хрошицкого. Также в сети есть много каталогов с атрибуцией:
Выше указаны клейма советского фарфора, который считается довольно дорогим. Особенно дорогой – с советскими лозунгами или изображениями. Вот пример агитационного патриотического фарфора:
Не менее ценится и фарфоровая дореволюционная посуда. В частности, эти фарфоровые вазы. Их даже сложно назвать посудой.
Они из той эпохи, когда фарфор еще считался «белым золотом» и покупался для украшения, а не для каких-то утилитарных целей. Эти «Дворцевые» вазы относятся к концу XIX – нач. XX вв. (Германия, лепка, роспись). Стоимость – около 300 000 рублей за 2 вазы.
Наш короткий обзор, конечно, не претендует на полноту информации, но надеемся, вы узнали что-то полезное для себя. Вы можете узнать больше из специализированной литературы, а также у специалистов антикварного магазина mirelit.ru
Вы можете оставить первый комментарий.