При наличии в хозяйстве домашнего мастера электрического либо бензинового двигателя можно собрать на его основе снегоуборщик своими руками, сократив время уборки территории до минимума. Для этого понадобится разместить привод на раме, передать крутящий момент ротору или шнеку, отвести собранный снег через патрубок выброса.
Снегоуборщик своими руками авторского исполнения вполне доступен домашнему мастеру, как с одно, так и с двухступенчатым выбросом. Роторно-шнековая конструкция рекомендуется для регионов с обильными осадками зимой. Для средней полосы достаточно одноступенчатого шнека. При наличии у владельца коттеджа бензопилы, мотоблока, культиватора рациональнее выбрать конструкцию со съемным приводом. Это избавит от значительных трат на этапе приобретения необходимых материалов, деталей, узлов.
Содержание
Выбор привода
Снегоуборщик своими руками можно сделать, использовав в качестве привода электрический либо бензиновый двигатель. В первом случае снизится бюджет конструкции, упростится ее обслуживание. Второй вариант обеспечивает высокую мобильность, двигатель не нуждается в защите от осадков.
Направляющий аппарат с ротором или шнеком внутри для крепления к мотоблоку сделать гораздо проще, уем конструировать самостоятельную снегоуборочную машину со стационарным приводом.
Невозможно изготовить снегоуборщик своими руками без шнека. Эта деталь имеет сложную конфигурацию, требует тщательности при конструировании. Технология изготовления шнека выглядит следующим образом:
- из 2 мм листовой стали выкраиваются 4 диска
- заготовки разрезаются пополам, каждая изгибается спиралью
- 4 полудиска свариваются в спираль на одной стороне трубы, являющейся валом конструкции
- 4 полудиска монтируются с противоположной стороны
- по краям трубы монтируются цапфы, предназначенные для установки в подшипниках
Обычно используются доступные подшипники №203, крепящиеся в боковых стенках снегоприемника. Они устанавливаются в стаканы из труб подходящего диаметра, фиксирующимися на корпусе болтами М8 либо М6.
Корпус снегоприемника либо сваривается из отдельных заготовок, либо соединяется 4 мм заклепками. Данная конструкция покоится на самодельной раме. Три стороны рамы собираются сваркой из уголков, передняя часть изготавливается из полосы, поскольку, уголок имеет увеличенное снегозадержание. В верхней части кожуха монтируется труба для выброса снега. Ее можно сделать из оцинковки или использовать 110 мм сантехническую трубу ПВХ, зафиксировав гильзу нужной длины к корпусу саморезами. Размеры конструкции приведены ниже.
Редуктор или ременная передача?
Для изготовления снегоуборщика своими руками выбирается один из вариантов:
- редуктор – при его наличии (например, в мотоблоке), вал двигателя расположен вдоль оси движения
- ременная передача – вал параллелен оси шнека, крутящий момент передается со шкива привода на шкив оси
В последнем варианте имеется возможность регулировки натяжения, двигатель проще снять при необходимости. Редуктор имеет высокий ресурс, обладает высокой надежностью, однако, конструкция чаще всего получается неразъемной. Снегоуборщику своими руками вполне достаточно ременной передачи, поэтому, данные варианты встречаются чаще всего.
Если в качестве привода выбрана бензопила, используется цепная передача крутящего момента.
Снегоуборочная машина с электроприводом
При конструировании снегоуборщика своими руками с использованием электропривода обычно отдают предпочтение роторным вариантам. Электродвигатель крепится на металлическую раму-салазки, чтобы направление вала совпадало с движением оператора. После чего, достаточно закрепить на валу крыльчатку, поместить ее в улитку, труба которой направлена вбок. Перед улиткой крепится импровизированный снегоприемник, из которого снег выбрасывается крыльчаткой в трубу. Органы управления (выключатель, регулятор скорости вращения) помещаются на рукоятку или между ними.
Основным достоинством сборки снегоуборщика своими руками является минимальный бюджет изготовления, эксплуатации. Достаточно выбрать мощный двигатель, кабель для зимней эксплуатации, сохраняющий эластичность в морозы, чтобы полностью исключить расходы зимой.
Недостатками электропривода являются:
- ограничение мобильности – уборка снега возможна лишь на длину кабеля
- необходимость защиты – двигатель боится влаги
Достоинства перевешивают указанные недостатки, поэтому, при самостоятельном конструировании снегоуборочной техники электропривод используется в 50% случаев. При необходимости привод легко демонтируется без разборки всей конструкции, может применяться в межсезонье по другому назначению.
Самодельный снегоуборщик с бензиновым приводом
При наличии в арсенале домашнего мастера мотоблока или бензопилы самодельный снегоуборщик своими руками существенно увеличит функционал этой техники. Если в выше перечисленном мотоинструменте потребность отсутствует, двигатель придется покупать, учитывая характеристики привода:
- мощность – в мотокультиваторах используется формула 1 л. с./1 фрезу, в снегоуборочной технике нагрузки значительно ниже, поэтому, подойдет любой двигатель
- тактность – 4-х тактные модели обеспечивают уверенный зимний запуск, 2-х тактные модификации менее надежны
- расположение фильтров – предпочтительнее верхнее, где они меньше забиваются снежными массами
Большинство современных бензиновых моторов собирается в Китае, что обеспечивает приводу средний ресурс, резкое снижение цены, высокую ремонтопригодность. Для стационарной снегоуборочной машины нет смысла выбирать дорогостоящие варианты с дополнительными опциями.
Самодельное навесное снегоуборочное оборудование для мотоблока
Имеющийся в арсенале домашнего мастера мотоблок позволяет организовать уборку территории от снега с минимальными затратами. В самодельном снегоуборщике своими руками на основе мотоблока использована конструкция, скопированная с заводского изделия Булаточка:
- снегоприемник – лист 3 мм , приваренный к боковым стенкам полукруглой формы, в центре которых изнутри фиксируются стаканы с подшипниками
- шнек – вал с концевыми цапфами, на котором собраны боковые шнеки, центральные роторы (два гнутых уголка с полками 50 мм)
- узел выброса – вваренный в средней части снегоприемника фланец, на котором крепится труба (имеется возможность поворота с интервалом 45 градусов)
- цепной редуктор – слева по ходу движения в виде прямоугольной коробки
- натяжитель – приваренный к задней части снегоприемника кусок квадратной трубы, внутри которого перемещается стойка с роликом меньшего размера
- рама – профильная труба позади снегоприемника, в средней части которой имеется регулируемая по высоте сцепка
- лыжи – по бокам снегоприемника для легкого скольжения конструкции
Достоинствами конструкции являются небольшие габариты, легкая транспортировка к месту работ. Благодаря сцепке, не возникает проблем с надеванием на верхний шкив редуктора клинового ремня, соединяющего конструкцию с приводом мотоблока. Лыжи обеспечивают безопасность дорожного покрытия, не давая лопастям царапать брусчатку.
Снегоуборочник из бензопилы
Практика показывает, что, оптимальным вариантом привода в данном случае является двигатель бензопилы Урал. Конструкция получается неразъемной, так как, родная звездочка редуктора Урала слишком маленькая, требуется наваривание дополнительного элемента, который не позволит использовать бензопилу по назначению. Технология, при помощи которой конструируется снегоуборщик своими руками из бензопилы, выглядит следующим образом:
- к звездочке редуктора приваривается звездочка от мотоцикла Минск
- двигатель крепится на раме, имеющей в нижней части салазки из разрезанной дюймовой трубы
- шнек собран из 8 полуколец на валу (труба 30 мм), закреплен в подшипниках, помещен в снегоприемник (200 л бочка с вырезанной 1/3 частью)
Передняя часть снегоприемника усилена полосой 5 мм, поскольку, собственная толщина металла бочки незначительна. Салазки обеспечивают движение по глубокому (0,7 – 0,5 м) снегу. В средней части шнека смонтированы лопасти (разрезанная пополам труба 100 мм), выкидывающие в верхний патрубок сгребаемый лопастями снег.
Все перечисленные модификации самодельной снегоуборочной техники имеют существенный недостаток – отсутствие колесного привода. Например, снегоуборщик из бензопилы своими руками приходится перемещать мускульной силой оператора, что физически тяжело при рыхлом, слежавшемся снеге. Исключением является вариант на сцепке для мотоблока. В этом случае снегоприемник движется самим мотоблоком, имеется возможность переключения скоростей, реверса.
На нижнем рисунке схематично выполнена кинематика снегоуборщика с гусеничным ходом.
Цифры на схеме соответствуют узлам:
- 1 – передача крутящего момента шнеку
- 2 – ремень на шестерню гусеничного привода
- 3 – привод промежуточного вала
- 4 – паразитный ролик для обеспечения реверса
- 5 – шкив промежуточного вала
- 6 – шестерня привода гусениц
- 7 – регулируемый натяжитель
Все перечисленные конструкции имеют солидный эксплуатационный период в разных регионах РФ. Выбор оптимального варианта остается за домашним мастером в зависимости от сезонных осадков, имеющегося оборудования, комплектующих, необходимых для сборки снегоуборочной техники.